fbpx

«Школа доктора Фридмана». Интервью журналу Dental Club

Раз в месяц в учебном классе Немецкого Стоматологического Центра становится многолюдно – со всей страны в Москву съезжаются стоматологи-ортопеды, хирурги, врачи общего профиля, чтобы попасть на пятидневный семинар известного хирурга-имплантолога, официального представителя компании Alpha Bio Tec. на территории РФдоктора Ильи Фридмана.

немецкий стоматологический центр

Илья Фридман – практикующий хирург, но одновременно и … играющий тренер, который более десятка лет ведет серьёзную преподавательскую работу: читает лекции, проводит практические мастер-классы, выступает на конгрессах и стоматологических симпозиумах…

Его лекции отличаются от тех, какие мы привыкли слышать в медицинских институтах, потому что он говорит с аудиторией на языке, не похожем на сухое академическое изложение или пересказывание литературных источников. Именно отсутствие занаученности, огромный практический опыт и умение научить тонкостям специальности привлекают на его семинары докторов разного возраста и разного опыта работы.

Десятки тысяч человек за эти годы слышали его выступления, учились у него и считают себя последователями доктора Фридмана. А там, где есть ученики, есть и Школа…

Только все в ней по-другому, и даже обращаться к учителю нужно без «отчества» и на ты….

-Илья, когда у тебя впервые появилось желание преподавать?

-Да я бы вообще не называл то, что я делаю, преподаванием… Скорее, просто делюсь опытом с коллегами. Каждый свой курс начинаю словами: «Я точно такой же доктор, как и вы, просто я немного раньше начал совершать свои ошибки…».

Под этим девизом проходят все семинары, на которых мы разбираем профессиональные ошибки и занимаемся их «профилактированием». Мне самому этого 18 лет назад крайне не хватало.

-В те годы в России имплантологии вообще не было?

-Она и в Израиле, где я жил тогда, только-только начиналась. На моего учителя Офира Фромовича – основателя компании Альфа Био, смотрели как на чудика, ему говорили: «Работай как все, не будь выскочкой!». А единственной системой преподавания для меня был принцип: делай, как я!

-Ты стоял за спиной и смотрел?

-Нет. У меня стояли за спиной и говорили: «Не бойся, давай, вперед, ставь, не бойся!». Это я сегодня учу протоколу, всяким тонкостям, связанным с этим, сегодня есть всеобщее понимание того, что тонкости имеют значение и проч. Тогда об этом вообще никто не задумывался.

немецкий стоматологический центр

-И эта дисциплина не преподавалась даже в израильских медицинских вузах?

-Во всем мире до сих пор нет специальности «дентальная имплантология». Есть хирургическая пародонтология. В Израиле, например, имеют официальное право ставить имплантаты только специалисты в области хирургической пародонтологии.

А специалисты, имеющие право проводить имплантацию — «периодонтологи». Этот термин все чаще стал звучать в последние годы и здесь.

Имплантология- мультидисциплинарна! Возможно, наши чиновники, принимающие решения, до сих пор не могут разобраться, что это такое: хирургия или ортопедия?

-Разве не очевидно, что главной скрипкой в процессе имплантирования является хирург?

-Еще несколько лет назад, действительно, доминировал хирургический подход к решению проблемы. Есть кость, хирург ставит имплантат, а ортопед завершает работу. Сегодня все не так! Вся работа начинается с ортопеда. Он ставит задачу хирургу.

-Насколько зависит успех операции от применяемой системы имплантации?

-Всем известно, что самое главное — добиваться гармонизации всех параметров, влияющих на прогноз имплантирования. Далеко не на первом месте обстоятельства, связанные с тем, какой «железкой» ты работаешь.

Убежден, основные проблемы в имплантировании, по большому счету, не связаны с метериальной частью, они все имеют ятрогенное происхождение: недогляды, недосмотры, недодумки, и прочие «недо-», поэтому у двух разных докторов, работающих одной системой имплантации, могут быть совершенно разные результаты! Можно привести множество примеров, когда пациенты чувствуют себя хорошо после имплантации самыми экзотическими видами имплантатов, а самого выдающегося доктора с самой совершенной системой могут преследовать неудача за неудачей.

Другая категория погрешностей – это «пере-»: перекрутил, пережал, перегрел, а также-передумал, перестраховался, перенервничал, и другие пере- пере- пере-……. А нужно только одно: соблюдать правила, а если ситуация требует, то нарушать их осознанно!

-Помнишь свою первую консультацию для коллег?

— Как не помнить?!… Это был 2000 год… В маленькой клинике в центре Москвы я читал свои «проповеди» первым двум докторам, которые сегодня стали успешными и известными хирургами. Мы сидели за компьютером, и я им объяснял базовые основы. Завершилось занятие практической частью: они поставили имплантаты друг другу…

-А как развивалась ситуация с консультациями дальше?

-Судьба свела меня со стоматологической компанией «Н.Селла». В этот момент президент компании Борис Ашуров заинтересовался продвижением имплантационной системы Альфа Био на рынке, но без opinion-лидера, это сделать невозможно: медицинские технологии продвигаются исключительно через обучение. Как только компанией было принято решение планомерно продвигать в России систему Альфа Био, появились мои первые обучающие семинары.

За эти годы я провел занятия в 90 группах на базе Немецкого Стоматологического Центра и большое количество региональных семинаров и мастер-классов. Несколько тысяч врачей посетили эти семинары, прослушали выступления на выставках и конгрессах.

немецкий стоматологический центр

-А индивидуальное обучение практикуешь?

-У меня действительно за эти годы накопилось немало опыта, знаний и … ошибок. Готов делиться этим багажом и в индивидуальном порядке. Приезжает, например, доктор к нам в Немецкий Стоматологический Центр и работает в команде.

В обучении важно не только нахвататься базовых знаний, но и начать развивать клиническое мышление! Нужно понимать документооборот, освоить методику консультирования, пройти с командой клиники весь цикл от продажи услуги до ее реализации. За пять дней на семинаре этому не научишь. Есть уже несколько человек, которые планируют приехать на индивидуальное обучение и даже со своими пациентами….

-Школа Фридмана – это определенный клинический тип мышления, постоянное стремление совершенствоваться и учиться?

-Участникам семинара на первом занятии говорю: «Вы пришли в начальную школу. Давайте начнем с изучения терминологии. Не надо в начальной школе брать в руки логарифмическую линейку, это уровень старших классов. Сначала научимся читать по слогам и займемся чистописанием. Нужно выучить протокол, как азбуку, знать его и соблюдать».

Кость – живая ткань, она может и выжить, и погибнуть. Мы обязаны понимать физиологию этих процессов.

-На твой взгляд, все ли российские клиники материально готовы внедрять имплантирование?

-Под лежачий камень вода не течет. Содержать хотя бы одну систему имплантации клиники в состоянии! Это достаточно затратно, но если работает команда, все спецы обучены, нет кадровой текучки, такая клиника даже не заметит этих расходов, так как все инвестиции мнгновенно окупаются. Более того- это при правильном ведении дел –гиперприбыльно.

Развивать имплантологическое направление в клинике нужно последовательно! Во-первых, как я уже сказал необходимо сформировать профессиональную команду, во-вторых, сотрудничать с качественной зуботехнической лабораторией. Вот, собственно, и все!

-Школа – это взаимное обучение учителя и учеников. Чему ты учишься у коллег, которые приезжают на твои курсы?

-Не перестаю говорить о том, что немало знаний получаю от своих коллег. В последнее время на курсы все чаще стали приезжать врачи более зрелого возраста, с большим стажем, с научными степенями. Есть челюстно-лицевые хирурги. Стараюсь не упускать ни одной возможности узнать что-то для себя новое. Не стесняюсь задавать им вопросы.

Они привозят мне свои монографии, статьи. Недавно во Владивостоке коллега подарил монографию по гайморовым пазухам на моей лекции по …. синус-лифтингу. Было очень символично…

Приятно было получить учебник с автографом от профессора Николая Николаевича Аболмасова!

-Илья, ты очень общительный человек, только на Фейсбуке у тебя более двух с половиной тысяч друзей, а в реальной жизни еще больше. Как ты успеваешь всегда быть на связи?

-Мне нравится общаться. Отвечаю на письма по дороге на работу, когда лечу самолётом, еду в поезде, дома за компом до глубокой ночи. Я чувствую ответственность за каждого врача, который был на моих курсах, поэтому отвечаю на все их вопросы, смотрю снимки их пациентов. Если доктор развивается, то после окончания курса я ему нужен ровно год, затем, как в школе, он переходит в следующий класс.

А себя так и называю: учитель младших классов. И очень этим горжусь.

Беседовала Елена Горчакова, главный редактор журнала Dental Club

Похожие публикации